TY - JOUR TI - Введение ЕГЭ, стратегии абитуриентов и доступность высшего образования T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - ЕГЭ KW - доступность высшего образования KW - образовательные реформы KW - вузы KW - стратегии поступления AB - Андрущак Григорий Викторович — кандидат экономических наук, заведующий Лабораторией анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ. Эл. адрес: gandroushchak@hse.ru Натхов Тимур Владимирович — кандидат экономических наук, научный сотрудник Лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала НИУ ВШЭ. Эл. адрес: timur.natkhov@gmail.com  На основе анализа данных социологических опросов абитуриентов и их родителей до и после введения обязательного Единого государственного экзамена (ЕГЭ) оценивается эффект образовательной реформы 2009 г. в России.Подтверждено, что после введения обязательного ЕГЭ произошли значимые изменения в стратегиях выбора вузов и подготовки к поступлению, по крайней мере среди семей, проживающих в крупных городах. Сейчас относительно больше семей выбирают для поступления несколько вузов и относительно меньше семей ориентируются на один вуз. Кроме того, после введения обязательного ЕГЭ абитуриенты с большей вероятностью занимаются на подготовительных курсах в школе и самостоятельно и с меньшей вероятностью — на курсах при вузе. Данные результаты устойчивы при учете различий в доходах и демографических характеристиках семьи, а также города проживания.Установлено, что эффект реформы неоднороден. Наибольшие изменения в предпочтениях и стратегиях подготовки произошли в семьях с низким уровнем доходов. Дети из таких семей после реформы относительно чаще стали готовиться к ЕГЭ на подготовительных курсах по большему количеству предметов, выбирать несколько вузов для поступления. У них значительно повысилась самооценка знаний как по результатам школьного обучения, так и в сравнении с другими учащимися на курсах подготовки к ЕГЭ. Курсы подготовки к ЕГЭ позволяют повысить шансы на поступление в вуз для детей из семей с низкими доходами. Таким образом, именно абитуриенты из малообеспеченных семей получили относительно больше преимуществ от введения ЕГЭ по сравнению с остальными абитуриентами.  AU - Г. В. Андрущак AU - Т. В. Натхов UR - https://archive_vo.hse.ru/2012--3/99470740.html PY - 2012 SP - 64-87 VL -